Актуальная тема

Актуальная тема. Бензин-cюрприз

Бензин-cюрприз

Такой «психологически неопасный», хотя и ощутимый, рост все равно способен лишь покрыть инфляцию. А как же девальвация рубля? Факторов — тьма! По расчетам того же «Центра развития» НИУ ВШЭ за 2014 год национальная валюта была девальвирована на 49%. То есть рубль стал наполовину дешевле. Если поверить Аликперову и прибавить к прогнозируемой инфляции уже произошедшую девальвацию, то станет уже очень страшно. Как вам литр того же 95-го за 57,5 руб.? И у этой цифры при определенных обстоятельствах велики шансы стать реальной. Еще повышает шансы топлива на прибавку в цене и дефицит его на оптовом рынке, который ожидает целый ряд специалистов.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев на конференции в информационном агентстве НСН заявил, что нехватки топлива следует ожидать в первый сезонный пик, в начале весны. Вагит Аликперов тоже говорит о таком риске, правда, связывает его с возможными последствиями регулирования рынка. Дефицита ожидают и эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков». Тут считают, что нехватка топлива будет из-за увеличения экспорта, которое, в свою очередь, связано с предпринятым в прошлом году налоговым маневром и ослаблением рубля.

Впрочем, те же эксперты из «АТР» считают, что потом бензин в России подешевеет. Это может произойти благодаря сокращению спроса на топливо, что тоже исключать нельзя. Осторожно, маневр Добавляет проблем топливному рынку России и так называемый налоговый маневр, закон, изменяющий схему налогообложения нефтепроизводителей. Он подразумевает резкое сокращение экспортных пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Принимался налоговый маневр для того, чтобы снизить зависимость страны от экспорта сырья и стимулировать переработку нефтепродуктов. Однако все расчеты делались исходя из высокой цены на нефть. При низкой же стоимости барреля нефти налоговый маневр становится, по мнению многих участников рынка, даже опасным для страны. Мало того что бюджет недополучит денег от нефтяной отрасли, так еще и производители, чтобы компенсировать расходы на возросшие с 1 января налоги будут повышать цены в рознице. Сами они говорят, что будут вынуждены это сделать, чтобы сохранить рентабельность.

ФАС на страже

Бензин

Поскольку в правительстве все еще продолжаются обсуждения ситуации в нефтяной отрасли, у производителей есть надежды на корректировку налогового маневра. И роста цен из-за маневра пока отмечено не было — участники рынка выжидают. Но если закон останется прежним, то нефтяники наверняка попробуют поднять внутренние цены. Правда, в этой ситуации пойдут уже очень серьезные торги между правительством и нефтяниками.

В любом случае каких-то уж совсем резких скачков цен на топливо в ближайшее время никто всерьез не ожидает. В Федеральной антимонопольной службе напоминают, что ведомство тщательно мониторит ситуацию и опасений у чиновников ничто пока не вызывает. А если ФАС заметит необоснованный рост цен, обещает немедленно отреагировать. Нарушителям грозят большие штрафы. Правда, остается вопрос: что именно ФАС будет считать достаточным основанием для роста цен, а что — недостаточным?

В январе на российские нефтеперерабатывающие заводы стали поставлять меньше нефти, а вот за границу ее наоборот, теперь гонится больше. Производить дешевый (в пересчете на евро) бензин становится невыгодно?

Специалисты уже отмечают некоторое снижение спроса на бензин в России. Однозначного объяснения этому пока нет.

Федеральная антимонопольная служба обещает контролировать рост цен на бензин. 57,5 руб. может стоить литр бензина АИ-95, если топливо подорожает пропорционально инфляции и девальвации рубля.

Рост розничных цен на топливо крайне нежелателен для всей страны, потому что за ним последует подорожание всех продуктов питания, ведь у поставщиков возрастут траты на транспортировку.